Договор может быть заключен на эксклюзивных условиях, когда в конкретном регионе только данный франчайзи имеет право работать с использованием КИП. В таком случае в качестве территории указывается город или страна, в рамках которой пользователь может использовать КИП.
У меня был случай, когда ко мне пришла заявка на франшизу из города Биробиджан, Еврейской автономной области. Человек хотел купить эксклюзив. Изначально эксклюзивы мы не продавали, но я все равно стал обсуждать этот запрос с основателем, потому что конечно решение всегда за ним. Мы ничего не знали ни об этом городе, ни о регионе. Запросов оттуда никогда раньше не поступало, и мы решили продать эксклюзив за более высокий прайс. И как только в Биробиджане открылась точка, я начал каждый месяц получать по несколько запросов из этого города. Предприниматели видели рабочую модель, и хотели ее купить, но мы не могли продавать, сами ограничив себя по договору. А наш партнер даже вторую точку не открыл. Таким образом он просто на входе отсек потенциальных конкурентов, а сам не занимался развитием. Ему хватало того, что давала одна точка.
Надо понимать, что франчайзи очень болезненно реагируют на конкуренцию. Они всегда хотят быть единственными, кто работает под этим брендом. Но это идет вразрез с интересами самой франшизы. Ей как раз надо развиваться и увеличивать количество точек. Важно найти правильный баланс, чтобы и партнеры понимали, что их интересы учитывают, и создатели франшизы могли развивать свою сеть.
Эксклюзив на определенный срок — это вариант консенсуса. Например, на год с возможностью продления, если за это время он откроет еще одну точку. Так и сеть растет, и партнер не в обиде. Надо еще учитывать емкость рынка. Если мы просчитываем рынок и понимаем, что в условном Саратове может быть только один наш ресторан, то можно спокойно продавать эксклюзив, не переживая, что сеть пострадает. Если емкость города — это три ресторана, то ставим условия, чтобы партнер открыл три точки в течение оговоренного времени, и тогда у него будет безграничный эксклюзив.