создать франшизу или открывать собственные точки
Развивая свою сеть, предприниматель стоит перед выбором: открывать собственные точки, или упаковать франшизу и открывать партнерские объекты, получая роялти. В этой статье я постараюсь подробнее описать аргументы за и против каждой альтернативы.
Укажите ваш E-mail чтобы получать уведомления о новых публикациях сайта.
Естественно, в этой статье мы говорим про успешную сеть, проверенную временем и подходящая для открытия франшизы по всем критериям. Для удобства возьмем в качестве примера сеть общественного питания, потому что этот пример привычнее лично для меня. В этой статье попытаюсь перечислить все за и против франчайзинга и подвести итог, который и станет выводом разбора.

Доводы в пользу собственных точек

Собственные точки приносят больше денег.
Если рассмотреть фин. модель ресторана, в большинстве случаев можно увидеть рентабельность порядка 25%-30%, то есть при обороте в 1 000 000 рублей владелец такого предприятия получит 250 - 300 тысяч рублей.
Если кафе будет открыто по программе франчайзинга, то основатель получит паушальный взнос а также роялти, которое составит 3%-5%. То есть при обороте в тот же миллион, оборотом останется 30-50 тысяч рублей плюс паушальный взнос, уплаченный на старте. Вместе с тем, их это суммы нужно вычесть расходы на сопровождение франчайзинговых точек, а также расходы на открытие точек.
Естественно, существуют другие источники прибыли франчайзера, но в конечном итоге собственный объект все равно приносит больше.

Множество мнений и точек зрения со стороны франчайзи.
Каждый франчайзи - предприниматель со своим опытом, своей позицией и взглядом на бизнес. Естественно, со своими штатными сотрудниками договориться проще, чем согласовать что-то или решить с франчайзи. Вместе с тем, есть отличное решение этой уязвимости франчайзинга. Если все ваши процессы стандартизированы и отлажены, ваш бизнес работает как машина и приносит прибыль своим владельцам, практически не остается поводов для согласований и решений, ведь есть правила, им нужно просто следовать.

Сложность модернизации.
По причинам, описанным в предыдущем пункте, модернизация франчайзинговой сети будет происходить медленнее, чем в собственной сети, где все сотрудники - нанятые специалисты и подчиняются распоряжению сверху.
Договор коммерческой концессии должен четко определять систему ваших взаимоотношений и такой проблемы не возникнет. В противном случае вам придется доказывать каждому партнеру вашей многочисленной сети, что салфетки должны быть черными а не белыми, как он привык. Также, как и в предыдущем пункте, четкость правил и подробно прописанная система взаимоотношений защитит от проблемы этого пункта.

Конкуренция внутри франчайзинговой сети -
это то, что очень часто случается с быстрорастущими компаниями. Естественно, франчайзи хочет быть единственным представителем вашего бренда и очень болезненно относится к соседству с другими партнерскими или вашими собственными точками. В реальности, на каком бы расстоянии не находились объекты, франчайзи всегда будет казаться, что "дружественная" точка уводит клиентов и присутствие такого конкурента влияет на спад продаж и оборотов.
Хотите упаковать свою франшизу?
Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Доводы в пользу франчайзинга

Региональный фактор.
Мы живем в огромной стране: огромной по территории, разной по составу населения, конъюнктуре рынка, со своими культурными, законодательными особенностями и разными часовыми поясами. Только представьте, что завтра у вас появляется собственные рестораны в Иркутске, Томске, Южно Сахалинске. Готовы? А если 10 ресторанов, а если 50, при этом все они на 100% принадлежат вам, все сотрудники вам подотчетны и от каждодневных действий этих сотрудников зависит подчас судьба всей сети. Естественно, есть примеры, когда собственная сеть достигает таких масштабов, но на это требуется время и требуется огромная структура.
Может возникнуть логичное замечание, что при открытии франчайзинговых ресторанов есть все перечисленные региональные сложности. Уверяю, следующий пункт окончательно закроет этот вопрос.

Франчайзи рискует собственными деньгами,
а значит как никто другой заинтересован в результате и успехе. Ему просто невыгодно пускать дела на самотек, и именно поэтому на него можно положиться гораздо больше, чем на наемных сотрудников, которые далеко не всегда заинтересованы в приросте оборотов компании. Партнер заинтересован в оптимизации расходов, заинтересован, чтобы в компании работал только лучший персонал. Кстати, именно по этой причине стоит воздержаться от работы с партнерами, которые хотят заплатить паушальный взнос в рассрочку, снизить инвестиции в открытие, разделить с основателем расходы на открытие точки. Согласиться на подобные предложения значит нарушить корректную работу этого замечательного пункта.

Региональная экспертиза.
Решил выделить в отдельный пункт, потому что кроме структурного преимущества, описанного в предыдущих пунктах, франчайзинг позволяет находить стратегически ценных партнеров в регионах, которые не просто обладают опытом и знают свой регион, но обладают репутацией, влиянием и связями, которые невозможно получить, открывая точки из Москвы. Есть риск навсегда остаться "гостями из столицы".

Скорость франчайзинга -
это то, что, пожалуй, является самым весомым доводом в пользу франчайзинга. Такую скорость распространения вашего бренда не дают другие инструменты.

Вывод
Франчайзинг - это уникальный инструмент, который позволяет быстро и стремительно развить свою сеть, обогнав конкурентов, заняв приоритетные регионы. Вместе с тем, франчайзинг сложен в своем применении и его внедрение имеет некоторые скрытые опасности и противоречия. Поэтому разработка и внедрение франчайзинговой программы должно быть грамотно спланировано и внедрено в повседневную работу сети.

Если при чтении статьи у вас возникли вопросы, комментарии или предложения, напишите их, используя форму.