Рассмотрим этапы разработки франшизы и опишем действия и инструменты, происходящие на каждом этапе.
Стратегический этап
Этот этап должен предшествовать самой разработке франшизы и должен давать ответ на вопросы: зачем нашей компании франшиза? какие цели мы преследуем, запуская франшизу? какие альтернативные пути к нашей цели существуют кроме пути франчайзинга? Мы не будем останавливаться на данном этапе, потому что если мы пришли на этап разработки, значит какое-то обоснование франчайзингового пути мы все-таки получили.
Исследование
Этап, которым очень часто пренебрегают предприниматели, которые хотят развивать свою сеть по франчайзинговому пути. Очень часто я слышу от предпринимателей "я скорее за эксперимент, чем за эти ваши исследования". В случае с франчайзингом, это эксперимент на миллионы, от потери которых исследование может защитить. На этапе исследования мы должны получить развернутый ответ на два вопроса:
- в чем ценность и сила нашей компании по мнению потребителей?
- какую франшизу хотят получить потенциальные франчайзи?
В результате исследования преимущества компании должны передаваться по франчайзинговой программе, а атрибуты успешной франшизы должны быть включены в эту программу.
Как проводить исследование - не так важно, это могут быть телефонные интервью, очные глубинные интервью, фокус-группа. Важно, чтобы этот этап был проведен и вы услышали голос обеих аудиторий потребителей. И именно на голосе потребителя строили свою франшизу.
В сегодняшней практике франшизы описываются консультантами по четкому техническому заданию от основателя. Основатель же руководствуется обычно собственными взглядами на успешную франшизу, а также жаждой быстрой прибыли. Консультантам же спорить с заказчиком невыгодно и таким образом получается крайне не эффективный тандем, который разрабатывает франшизу "в стол", а не для будущих франчайзи.