Что такое роялти

Статья об одном из основных франчайзинговых взносов простыми словами.


Укажите ваш E-mail чтобы получать уведомления о новых публикациях сайта.
Роялти является одним из основных франчайзинговых платежей.

Роялти оплачивает франчайзи за использование элементов франчайзинговой программы: торговый знак, наименования и обозначения, технологии, ноу-хау и остальные элементы, которые были переданы франчайзером по договору, заключенному между сторонами.

Также оплата роялти компенсирует объем сопровождения, консультационной поддержки и обучения, которые оказываются основателем франшизы.

Ставка роялти определяется франчайзинговым договором и является регулярной выплатой.

Как правило, ставка роялти рассчитывается в виде процента от оборота франчайзингового объекта, поэтому франчайзер становится заинтересованным в приросте оборота.
Почему роялти чаще начисляется в виде процента от оборота, чем процент от прибыли?
- На расходы франчайзингового бизнеса основатель франшизы влияет в меньшей степени, а потому начисление роялти не должно зависеть от действий франчайзи.

- Франчайзи заинтересован показывать меньшую прибыль, чтобы сократить размер роялти, что невыгодно франчайзеру.

- Оптимизация налогов может влиять на размер прибыли, а, значит, сокращать роялти. Это также невыгодно франчазеру.

Ввиду перечисленных причин, начисление роялти в подавляющем большинстве случаев происходит в форме процента от выручки.
Фиксированный роялти
Иногда условия франшизы предполагают фиксированный размер роялти, другими словами, франчайзи должен платить установленную сумму за определенный период. Это может быть фикс-роялти за полгода, год или месяц. Казалось бы, что такая система декларирует полную незаинтересованность основателя в успехах своих партнеров, но, в действительности, такая система особенно уместна в бизнесах, поскольку:

- легко скрыть реальную выручку;

- основатель не ведет учет показателей партнера (выручка, прибыль и т.д.);

- низкая маржинальность самой услуги;

- роялти является относительно небольшой суммой.

Приведу пример. Такую систему мы установили в нашем проекте в ритейле. Сеть реализовывала товар с очень маленькой маржой, и накладывать роялти означало бы сделать продажи сверх нерентабельными. Было принято решение удерживать роялти за пользование системой, внося платеж роялти раз в полгода. Система прижилась.


Хотите упаковать свою франшизу?
Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Роялти каникулы
Иногда условия франшизы предлагают каникулы роялти в течение короткого периода. Кроме того, что это является инструментом переговорного процесса, это еще и инструмент для снижения нагрузки на бизнес франчайзи в первые месяцы набора оборотов. На мой взгляд, этот путь не очень подходит для наших условий, потому что очень серьезным моральным потрясением для предпринимателя будет тот момент, когда ему в первый раз придет счет на оплату роялти, даже если по правилам он должен был его платить с первого дня существования своего бизнеса.
Нежелание платить роялти
Любой предприниматель считает свои деньги. Франчайзи соотносит уплачиваемый им в пользу основателя роялти с тем объемом преимуществ, услуг и сопровождающих мероприятий, которые получает за свои деньги. В какой-то момент это сравнение может оказаться не в пользу владельца франшизы, другими словами, за франшизу больше платят, чем она в действительности приносит. Это кризисный момент.

Причиной такого кризиса могут стать две очевидные причины:

1) Франчайзер оказывает недостаточное сопровождение своим партнерам.

2) Роялти завышен.

В рамках наших проектов по упаковке франшизы мы пользуемся собственной системой расчета роялти, чтобы размер роялти не стал для бизнеса сдерживающим фактором и не привел к расторжению партнерских отношений.

Пример. Я был третьей стороной в споре между партнером и основателем франшизы. Партнер суммировал все платежи роялти, которые он совершал в течение нескольких лет и предъявил франчайзеру с требованием обосновать, за что именно были внесены эти деньги. Решился вопрос полюбовно, поиском третьего пути, однако саму форму вопроса предлагаю запомнить и никогда не создавать такую ситуацию.
Франшизы без роялти
В эти франшизы я не верю, как в явление. Я считаю, что если во франшизе отсутствуют регулярные платежи, эта форма партнерства не вполне франшиза. За счет роялти основатель франшизы компенсирует свои расходы на сопровождение партнеров. Если роялти нет, то это может означать только три факта:

1. Этого сопровождения попросту нет, и это консалтинг по открытию точки.

2. Это программа дистрибуции, но не франшиза.

3. Эти расходы компенсируются из других источников (поставка сырья, оборудования, упаковки и т.д.), и в этом случае, бизнес, скорее, система поставки с дополнительным сервисом в виде консалтинга в использовании.
Расчет роялти
При разработке франшизы важный вопрос - разработка корректных условия, и в том числе роялти.
Предлагаю несколько стратегий в расчете роялти:

- Ориентироваться на конкурентов.
- Ориентироваться на финансовую модель.
- Ориентироваться на себестоимость мероприятий по сопровождению партнеров.
Роялти и паушальный взнос являются главными платежами большинства франчайзинговых программ.

При этом роялти оказывает даже более сильное влияние на франчайзинговый бизнес. Если паушальный взнос является единоразовой выплатой, которую успешный бизнес, в конце концов, окупит, то наличие дополнительного расхода может поставить весь бизнес под угрозу. Именно поэтому расчет роялти - вопрос крайне важный и требующий особого внимания.