Открыть точку по франшизе

После того, как франшиза продана, подписаны контракты, оплачен паушальный взнос, начинается самое интересное - процесс открытия. В этой статье постараюсь описать процесс открытия, а главное - процесс взаимодействия основателя франшизы и франчайзи.

Поддержка от франшизы
на этапе открытия

Этап открытия - очень важен, потому что именно в это время происходит клонирование бизнеса основателя, переносятся все стандарты, создается продукт, подбирается правильная команда.
Очень важно, чтобы франчайзер помогал своему партнеру на этом этапе.
Поддержку эту можно условно разделить на два блока:

- информационные и справочные материалы, которые передает основатель франшизы: бренд-бук, гайды и тд.
- деятельная помощь в открытии объекта.

Команда открытия франшизы

Открытием объекта по франшизе занимается команда франчайзи, а команда основателя франшизы сопровождает и поддерживает.
Таким образом, в открытии точки по франшизе задействованы:
Управляющий, прораб по стройки, команда строителей и тд - со стороны франчайзи
Менеджер открытия, или инженер со стороны основателя франшизы.
Зачастую, со стороны основателя формируется "команда открытия", которая состоит из "операционщиков", которые помогают запустить точку, и сопровождают ее первое время (1-2 месяца). Эти сотрудники имеют опыт открытий и помогают франчайзи избежать ошибок.

Сроки открытия точки
по франшизе

Самой важной и главной метрикой открытия является срок этого открытия. Каждый месяц списываются арендные платежи, уже нанята команда, которая регулярно получает заработную плату. Бизнесу нужно как можно быстрее открыться и начать получать прибыль.
Мастерство менеджера по открытию состоит в первую очередь в грамотном соблюдении сроков. Он должен так выстроить процесс, чтобы франчайзи открылся самым оптимальным образом и потратил на это как можно меньше денег.

Сроки открытия зависят от специфики бизнеса: небольшие объекты открываются за 2-3 месяца, крупные заведения открываются по 6 месяцев и дольше.

Дорожная карта открытия
точки по франшизе

Опишу основные этапы открытия, которые мало отличаются от бизнеса к бизнесу, чтобы вы смогли спланировать открытие точки для ваших франчайзи.
Подбор помещения
На этом этапе франчайзи находит помещение, а основатель франшизы утверждает соответствующим актом. Желательно, чтобы франчайзи предложил 3-4 варианта помещений, а основатель мог выбрать наилучшее, но это не всегда возможно, потому что хорошие помещения не стоят так долго без арендатора. В некоторых бизнесах от умения быстро искать помещения будет зависеть скорость открытия новых филиалов, а значит и скорость развития всей сети.
Проектирование
Происходит проектировка утвержденного помещения. Делается зонирование, осуществляется расстановка технологического оборудования, мебели, вытяжки и тд. В более простых проектах этот блок работ берет на себя основатель франшизы. В сложных желательно личное присутствие человека, осуществляющего проектирование. Проект утверждается основателем.
Дизайн проект
На данном этапе создается визуальный макет того, как будет выглядеть заведение по окончанию всех работ: какими будут стены, какая будет мебель и тд. Идеально, если этот макет будет сделан в виде 3d модели. Дизайн утверждается основателем. Иногда точки открываются по стандартному шаблонному дизайну. Например, островок в торговом центре, или кофе поинт.
Строительные работы
Выбирается бригада для проведения строительных работ. Их задача, воплотить в реальность то, что нарисовано в проектах. Очень важно чтобы основатель франшизы очень четко прописал в гайдах стандарты ремонта и оформления чтобы не было вопросов: какой краской тут красить, какие розетки ставить и тд.
Закупка оборудования и мебели
Франчайзер рекомендует список оборудования и мебели, необходимого для данного объекта. Франчайзи закупается по списку у рекомендованных поставщиков. Определитесь, как вы относитесь к покупке оборудования б/у. Готовы ли вы, чтобы партнер франшизы экономил на оборудовании, или обяжете покупать только новое.
Подбор персонала
В соответствии со штатным расписанием франчайзи самостоятельно подбирает персонал. Франчайзер по своему желанию может подключатся в данный процесс и предлагать или утверждать какие-то позиции. Например, франчайзер убежден, что он должен согласовывать кандидатов на роль управляющего потому что это очень важная позиция.
Обучение персонала
Обучение персонала, как правило происходит на территории основателя: в тренинговом центре или в формате стажировки в собственных заведениях сети.
Техническое открытие
Для того, чтобы команда имела возможность потренироваться, а также, для того, чтобы устранить мелкие неточности, проводится техническое открытие. Заведение открыто, но без яркого открытия и бе рекламной поддержки. Чтобы работать на потоке, каждый сотрудник должен отточить операции на своем рабочем месте до автоматизма.
Официальное открытие
Все шероховатости устранены, персонал готов на все 100%, можно проводить официальное открытие. Основатель франшизы должен знать оптимальный и самый эффективный способ открытия объектов своего бренда. Именно этими знаниями он делится с партнером и передает сценарий официального открытия.
Естественно, это шаблонная дорожная карта и множество пунктов сознательно пропущены. Как и когда происходит закупка рабочего инвентаря? Когда и как устанавливаются кассы и ай-ти системы учета?
Вы можете воспользоваться этим планом открытия франшизной точки как шаблоном и дополнить своими пунктами.

Договор аренды франчайзи

Очень важно, какой договор подписывает с арендодателем ваш франчайзи. Я рекомендую смотреть и утверждать все договоры, которые подписывает ваш партнер. В том случае, если ваша франчайзинговая точка будет открыта на корявом договоре, вы как основатель франшизы проиграете в первую очередь.
Приведу пример из жизни. У сети была открыта точка в центре города. Отлично работала, справно платила хороший достойный роялти. В один день приходит франчайзи и говорит, что собственник у помещения сменился, и собственник этот поднимает цену аренды в два раза. Это делает бизнес нерентабельным. Оказалось, что подписан краткосрочный договор аренды и как раз скоро этот срок истекает, к тому же у арендодателя по договору есть право поднимать ставку любое количество раз на любую сумму.
Итог - точка под брендом основателя закрыта по причине того, что на этапе подписания не посмотрели договор, который подписывает партнер.

Арендные каникулы для франчайзи

Мы уже говорили, что на этапе открытия точки мы попадаем в неудобную ситуацию, когда мы платим всем, а деньги в кассу еще пока не поступают. Для того, чтобы облегчить себе жизнь, можно договориться с арендодателем о предоставлении арендных каникул. Это обычная практика, когда арендатору дается право не платить аренду в течение какого-то срока, в который ведутся ремонтные и подготовительные работы. Обычно каникулы предоставляются на один месяц. Но мы также говорили, что наше открытие занимает 2-3 месяца, а иногда и более 6 месяцев, поэтому одного месяца каникул нам маловато. Особое искусство договариваться об арендных каникулах более 1 месяца, но стараться точно стоит.
От того, как вы проводите открытия точек вашей сети, зависит, будут ли ваши партнеры процветать или будут терпеть убытки уже на старте. На этапе совместного открытия точки можно сильно и надолго испортить отношения с вашем франчайзи. На этапе продаж менеджеры рисовали картинку, на этапе открытия партнер может лично убедиться, насколько обещанное соответствует действительности.