Как упаковать франшизу самому
создать свою франшизу
Укажите ваш E-mail чтобы получать уведомления о новых публикациях сайта.
Франчайзинг - это особый уровень развития бизнеса, когда сама модель этого бизнеса становится ценным продуктом для предпринимателей и желанным для использования и копирования. Естественно, этот уровень желанен для компаний и выйти на него готовы любой ценой.
Для этого необходимо разработать франшизу, то есть выявить все преимущества, технологии, ноу-хау вашего бизнеса и подготовить для удачного копирования другими предпринимателями. Этот процесс принято называть упаковкой франшизы. Лично мне этот термин не нравится, но так повелось, что рынок франчайзинга называет процесс разработки франшизы именно так. Потому, и нам приходится повиноваться.

В одной из прошлых статей мы уже рассматривали критерии, которым должен отвечать бизнес чтобы стать франшизой. Очень важно проверить ваш бизнес на соответствие этим критериям прежде, чем перейти к мероприятиям по созданию франшизы вашего бизнеса.

Подготовка бизнеса
к упаковке франшизы
Наладить все процессы
По своей франшизе вы будете передавать вашем франчайзи налаженную систему ведения бизнеса. Чтобы подойти к созданию франшизы, нужно чтобы ваш бизнес уже был такой налаженной работающей системой. Для этого стоит описать все основные процессы, политики, чек-листы и инструкции для вашего бизнеса.
Укомплектовать команду франчайзинга
Чтобы принимать новых франчайзи в вашу сеть, у вас должна быть команда по сопровождению ваших партнеров. Очень большой ошибкой является запускать франшизу, не понимая заранее как и какими ресурсами с этими новыми партнерами работать
Взять в штат юриста
Во франчайзинге очень важно иметь в команде юриста, который обладает опытом в работе с договорами коммерческой концессии. Отношения франчайзинга таковы, что, практически, любой шаг и любая договоренность между сторонами требует юридического подтверждения и закрепления. Не рекомендую заходить в проект по упаковке франшизы без квалифицированного юриста.
Изучить свой бизнес
Общие слова, но необходимый шаг. Вы должны выявить, в чем именно заключается преимущество, которое вы даете вашим франчайзи, в чем ценность вашей франшизы. Именно эти преимущества и будете передавать, проделывая все остальные шаги по упаковке франшизы.
Три блока франчайзинга
Результатом упаковки франшизы вашего бизнеса должен стать конвейер по запуску новых точек вашей сети. Потенциальный франчайзи, отправляя заявку на открытие объекта по франшизе, должен получать всю необходимую информацию, подписывать договор, оплачивать паушальный взнос и открывать франчайзинговую точку, которая в свою очередь должна окупаться в запланированный срок.
Весь описанные действия укладываются в три основных блока франчайзинга:
1
Продажи
На этом этапе происходит привлечение новых потенциальных франчайзи с последующим отсевом нецелевых запросов и подписание договоров с подходящими кандидатурами. Итогом блока продаж франшизы, очевидно, является подписание договора коммерческой концессии и оплата паушального взноса, который предполагается этим договором. Как только оплата получена и франчайзинговый договор подписан, работа с франчайзи передается в следующий блок.
2
Открытие
Целью данного блока является открытие объекта, на которое дает право подписанный договор. Франчайзи ожидает получить от франчайзера помощь в подборе помещения, консультации по подбору персонала, шаблоны оформления, которые помогут правильно открыть точку по всем правилам бренда. На этапе открытия максимально важны сроки. Само открытие не является сложностью, это под силу любому организатору. Важно сделать это точно в срок, чтобы франчайзи не переплатил за аренду и по возможности был максимально застрахован для своей дальнейшей деятельности: чтобы не пришлось переделывать ремонт, чтобы не пришлось покупать новое оборудование, чтобы не пришлось переезжать в другое помещение. естественно, это всегда риски самого франчайзи, но ваша задача как основателя франшизы максимально защитить вашего партнера от таких проблем.
3
Сопровождение
Точка открыта, красная ленточка перерезана и теперь ее задача работать, принося прибыль франчайзи роялти франчайзеру. Помощь в решении текущих вопросов осуществляет отдел сопровождения. К сожалению, часто этот блок занимается тушением пожаров, подключаясь к работе в момент пожара. Самые продвинутые франшизы сами ведут партнера к окупаемости регулярными рекомендациями, контролем и консультированием.
В идеале, задачей отдела сопровождения является скорейшая окупаемость франчайзинговой точки. Будучи директором по франчайзингу, именно такую цель я ставлю отделу сопровождения. Чем эффективнее этот блок делает свою работу, тем большее роялти получает компания, тем быстрее франшиза окупается.
Шаги упаковки франшизы
И вот ваш бизнес готов к франчайзингу и вы понимаете, как работа с франшизой построена внутри вашей организации, теперь пришло время рассмотреть основные шаги по упаковке франшизы самостоятельно своими силами.
Описать финансовую модель
Именно финансовую модель вы будете презентовать ваши потенциальным франчайзи. Именно на основании фин. модели покупатель принимает решение, покупать ему конкретную франшизы, или нет. По моему опыту, фин. модель должна быть простой и понятной. Франчайзи, прочитав ее должен понять, сколько денег вложить, какие расходы бизнес будет нести ежемесячно и через какой срок стоит ожидать полную окупаемость проекта.
Создать бренд-бук
Бренд-бук - это свод правил по использованию фирменного стиля вашего бренда. имея корректный бренд-бук ваш франчайзи должен иметь шаблоны и рекомендации по использованию любого элемента фирменного стиля: логотипа, шрифта, оформления рекламных материалов и так далее. Содержание этого документа отличается в зависимости от отрасли и направления бизнеса. В наших проектах по упаковке франшизы мы рекомендуем также включать рекомендации по архитектуре и ремонту, тем самым максимально облегчив жизнь партнеру франчайзинговой программы.
Определить стратегию франшизы
Определите, к какой цели и какими средствами идет ваша франчайзинговая сеть, какие позиции на рынке вы хотите занять: вы хотите занять ведущие позиции, подвинув сегодняшнего лидера и изменив рынок, или вас устроит небольшая партнерская сеть, которая сориентирована на небольшой прирост. Он целей зависят инструменты, а главное бюджет вашей франчайзинговой программы.
Разработать условия франшизы и точки контроля
На этапе подготовки вашего бизнеса к франчайзингу вы уже определили ваши преимущества и ценность, которую вы передаете вашему франчайзи. Теперь пришло время установить цену за передаваемы контент вашей франшизы, а именно определить паушальный взнос, роялти, иные сопутствующие платежи.
На этом шаге также нужно понять точки контроля, которые обязательны чтобы ваши преимущества и ценности были успешно переданы.
Описать договор коммерческой концессии
Все условия франшизы и точки контроля должны быть описаны во франчайзинговом договоре. Чем подробнее будет прописан договор, тем более вероятно, что у вас не возникнет споров и противоречий с вашим франчайзи.
Я считаю, что все, что не описано в договоре будет выполняться плохо, не будет выполняться или станет причиной конфликта. Именно поэтому при работе в наших консалтинговых проектах мы выделяем разработке договора концессии большое внимание.
Разработать франч-бук
Этот документ можно называть как угодно: руководство пользователя, франч-бук, гайдлайн, гайд, важно понимать, что это методическое пособие по ведению вашего бизнеса. Вы определили, что именно должно быть передано, но прежде чем контролировать исполнение, важно научить. В этой книге дается полная информация по запуску и управлению бизнесом франчазера.
Разработать систему продаж франшизы
Франшиза готова к запуску, команда готова работать с новыми партнерами сети, есть вся подробная информация для партнеров, остался последний недостающий элемент - система продажи франшизы.
Мы считаем, что успешную франшизу не нужно продавать, для успешной франшизы нужно подбирать партнеров, которые соответствуют требованиям сети. Чтобы выбирать, должно быть из кого выбирать.
Чтобы решить вопрос прироста сети новыми франчайзи, важно решить вопрос: по каким каналам ваша аудитория узнает о вашей франшизе и каким образом из пришедших лидов вы поймете, кто именно готов стать вашим франчайзи.
Как и любая статья на обширную тему, наше руководство по самостоятельной упаковке франшизы получилось тезисное и схематичное.
Вместе с тем, лично мне удобно читать такие материалы, потому что их можно брать и сразу внедрять в работу.
Проект по разработке франшизы - серьезный шаг, требующий существенной подготовки.
Упаковка франшизы - один из немногих процессов, который делается по четким канонам, по единому чек-листу.
Надеюсь наша статья помогла вам запланировать разработку вашей собственной франшизы.
А если у вас остались вопросы - свяжитесь со мной, я постараюсь ответить.
Обратная связь
В бизнесе все ошибки - платные.
Лучше связаться и задать вопрос, чем пойти по ложному пути.
Внесите информацию о себе чтобы мы могли с вами связаться.
Made on
Tilda