Риски при покупке франшизы
создать свою франшизу
Покупка франшизы дает преимущество предпринимателю перед запуском собственного бизнеса с нуля, но вместе с многочисленными преимуществами франчайзинга, существует ряд рисков, которые несет покупатель.

В этой статье мы рассмотрим базовые риски покупателя франшизы. Постараемся рассмотреть сущность и угрозы каждого из них, рассмотреть реальные кейсы, которые смогут иллюстрировать действие каждого из рисков, а также постараемся найти способ застраховаться и защититься от каждой из перечисленных угроз.
Бренд не узнаваем (в регионе)
Предприниматель приобретает франшизу отчасти для того, чтобы вести свою деятельность от лица сильного и узнаваемого бренда.
Франчайзи не создает свой собственный бренд как раз потому, что считает бренд франшизы более узнаваемым сильным, дающим преимущество.
В этом аспекте покупателя франшизы может ждать разочарование.
Бренд франшизы, которую ва покупаете может быть совершенно неизвестен в вашем регионе и вам придется его "раскачивать" с нуля.

Рекомендуется изучить силу и узнаваемость бренда заранее.
Проведите исследование, опросите вашу аудиторию. Знают ли они данный бренд? Готовы ли стать его потребителем когда он откроется в регионе?
Сопровождение франшизы выстроено недостаточно хорошо
Когда кто-то говорит, что франшиза хороша, успешна, то, как правило, подразумевается именно уровень сопровождения. От того, насколько хорошо правообладатель франшизы сопровождает своих партнеров, зависит успех.
Выстроить сопровождение - это основная и самая сложная задача, которая стоит перед основателем франшизы. И далеко не у всех это получается действительно хорошо.
Риск заключается в том, что основатель, обладая богатым опытом и серьезными достижениями в бизнесе, просто не сможет передать эти знания своему партнеру.
И франчайзи, в надежде, что он под защитой и под присмотром, по факту собирает все те же самые ошибки, как если бы запустился сам.

В своей практике я часто вижу предпринимателей, которые хотят "попробовать франчайзинг", стартовать продажи, продать как можно больше франшиз, а потом уже разбираться, как налаживать сопровождение партнеров. Излишне говорить, что это провальный путь, и рост партнеров будет только увеличивать хаос и недовольство.


Как защититься от такой угрозы? Ничего лучше очной беседы не придумано, вам нужно общаться и задавать вопросы: самому продавцу франшизы, его действующим партнерам, закрывшимся партнерам, бывшим сотрудникам. Чем больше вы соберете информации, тем больше вы защищены.


Бизнес, франшизы не успешен
Предположим, что предприниматель решил запустить франшизу неуспешного бизнеса. Сам он, допустим, находится в минусе и денег на своем бизнесе не зарабатывает, но франшизу продавать решается.
Таким образом, покупатель франшизы, досконально следуя всем рекомендациям и советам, будет стремиться к краху.

Рецепт защиты очень прост. Довольно сложно вести неуспешный бизнес очень долго, и в этом случае, выжидание и наблюдение может дать эффект. К тому же, сегодня довольно просто провести верхнеуровневый анализ бизнеса: сколько людей пришло в торговую точку, на какую сумму всреднем заказывают, какие отзывы оставляют в интернете, все это очень легко отслеживается и находится.
Франчайзер будет продавать все втридорога
Есть такой риск и о нем часто забывают. Если основатель франшизы обязует своих партнеров покупать у самого себя расходники, оборудование, продукты, упаковку и т.д. , возникает вероятность того, что стоимость этой продукции завышена и тогда ваш бизнес будет находиться в невыгодной ситуации относительно конкурентов.

Выявляйте условия поставки на ранних этапах переговоров и сразу проясняйте ограничения, с этом связанные. Этот риск действительно может поставить под угрозу успешность вашего предприятия.

Мне известен кейс, когда франчайзер поднял стоимость на главный расходный продукт на 20%, что существенно уменьшило прибыль франчайзи. Их фактически поставили перед фактом, прислав в один день новые цены на товары. Договор коммерческой концессии, который был заключен между сторонами предписывал обязательство закупки продукции у правообладателя и единственной формой отказа было бы полное расторжение отношений.

Но был и обратный пример, когда франшиза осуществляет поставки по сверх низким ценам, давая партнерам существенное преимущество по сравнению с конкурентами. В этом случае ограничения выгодны самому покупателю франшизы.
Личные качества основателя франшизы
Не все аспекты партнерства можно прописать в договоре и многое действительно зависит от личных и деловых качеств самих партнеров. При покупке франшизы рекомендую тщательно изучать личность правообладателя, его позицию в жизни и в бизнеса, его репутацию по прошлым проектам и бизнесам, отзывы о нем от других предпринимателей.
Обратная связь
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, свяжитесь с нами, заполнив форму
Внесите информацию о себе чтобы мы могли с вами связаться.
Made on
Tilda