Как купить франшизу

Описание пути покупки франшизы в виде краткого описания 25 шагов к покупке франшизы и окупаемости франчайзингового проекта.
Укажите ваш E-mail чтобы получать уведомления о новых публикациях сайта.
Хотите упаковать свою франшизу?
Заполните форму и наш специалист свяжется с вами в ближайшее время.
Сегодня поговорим о том, как правильно купить франшизу. Сперва надо разобраться для чего же предприниматели становятся партнерами какого-либо бренда? Чаще всего для того, чтобы стать частью крупной (возможно международной) компании и снизить свои риски. Партнер хочет, чтобы все показали, рассказали, научили, проконсультировали и за руку привели к доходам. Сегодня разберемся в том, как сделать так, чтобы покупка франшизы не вела к разочарованиям и не сбывшимся ожиданиям.

Что такое франчайзинг? Это передача успешной модели ведения бизнеса от основателя франшизы или правообладателя к партнеру франшизы.

Что такое правила и модель ведения бизнеса?
Это набор документов и инструментов, опыт и партнерская коллаборация, отлаженные практики и качественная работа сотрудников. Все это входит в понятия «франшиза» и «успешное ведение бизнеса».

Опишем далее, как правильно передается франшиза от правообладателя к партнеру, что делать чтобы не обманули и как все предусмотреть.

Как происходит процесс покупки франшизы?
Потенциальный франчайзи находит информацию в интернете, на выставках, в youtube каналах, Instagram о продаже франшизы. Иногда потенциальный партнер уже видел работающий филиал компании, и смог оценить со стороны гостя уровень сервиса, конечный продукт и интерес со стороны аудитории к этому бизнесу. Получив первичное впечатление от франшизы будущий франчайзи отправляет заявку основателю франшизы (чаще всего это небольшая форма на сайте). После получения заявки представитель франшизы организовывает звонок / встречу с презентацией франшизы. На эту встречу обязательно надо подготовить список своих вопросов. Затем потенциальный партнер берет время на обдумывание (надо отметить, что сам франчайзи тоже берет время на принятие решения делать ли вас своим партнером или нет).

Продав уже более 200 франшиз, могу заявить 99, 9% людей задают на этой первой встрече очень общие вопросы, которые не имеют к бизнесу никакого отношения.

Первым делом вам нужно ответить для себя на вопрос, сможете ли вы самостоятельно сделать такой бизнес? Допустим, вы были в кафе, вам понравилась, еда, интерьер, персонал и симпатичное название. Если название не «гремящее» на всю страну и вы сможете повторить этот бизнес, то вероятно вам не нужна эта франшиза, а нужно действовать самостоятельно.

Что еще необходимо уточнить потенциальному партнеру у основателя франшизы?

Пропускаем всю рекламную информацию, которую пишут для «завлечения» клиента и переходим к договору. Договор заключается в формате коммерческой концессии.
Разберитесь, что именно вы получите от основателя франшизы. Может быть так, что в презентациях декларируют 5 элементов, а по договору вы получаете только некоторые из них. Четко проговариваем с менеджером, какие что именно вам передает Правообладатель франшизы.

Например, франчайзер может передавать:
- узнаваемый бренд;
- отлаженную систему доставки и приема заказов;
- уникальную технологию приготовления продукта («секретный соус»);
- обучение персонала;
- собственную электронную систему учета;
- операционное сопровождение
и многое другое.....

Все, что не включено в договор, может стать причиной потенциальных споров и конфликтов между партнером и основателем.

После того, как выяснили, что вам дает основатель, переходим к платежам и взносам, которые ждет основатель франшизы от своего франчайзи:

1. Самый первый платеж – паушальный взнос. Это ваша плата за вход в партнерскую сеть, уточните, как вносится этот платеж и какую сумму он составляет.

2. Затем нужно понять какой процент/сумму роялти вы обязаны уплачивать ежемесячно/ежегодно за пользование уникальными правами и поддержкой со стороны основателя;

3. Уточнить какие могут назначаться рекламные взносы за федеральные рекламные кампании, которые ведет основатель. Это может быть от 1% до 5% от оборота или прибыли. Если реклама обоснована и прозрачна, то бояться этого взноса не стоит.

4. Иногда Правообладатель может брать отдельную плату за обучение ваших сотрудников;

5. Основатель может зарабатывать на поставке ингредиентов и оборудования, которое вы должны будете закупать только у них (надо заметить, что чаще всего по хорошим ценам). Самое главное, чтобы цены у основателя не были выше рыночных. В целом это может быть даже удобнее, чем самому искать себе поставщиков.

Следующий шаг - определить реальную прибыть и окупаемость открытой точки основателя. Обычно эту информацию представители франшизы выдают довольно легко. Если с этим возникли сложности – делайте выводы (выгодным проектом должны гордиться, а не скрывать его). На какие показатели стоит смотреть: оборот, процент прибыли, который получает компания, ежемесячные доходы и расходы точки и через сколько месяцев возникает полная окупаемость этого проекта. Информацию необходимо получить в письменном виде, чтобы можно было обсудить с вашими инвесторами и партнерами, возможно получить консультацию финансовых экспертов. Убедиться, что вас не обманывают, вы можете посетив объект и посмотреть на реальное количество клиентов в час / день и посчитать проходимость мимо заведения в такой же отрезок времени. Это в любом случае будет полезно даже для открытия собственной точки.

После того, как вы убедились в правильности составления договора, выяснили какие взносы от вас требуются, каковы потенциальные доходы-расходы, вам нужно побеседовать с действующими партнерами. Можно запросить контакты у менеджера, который ведет франшизу работающих партнеров. Найти эти контакты самостоятельно тоже не составит труда.

В целом после общения с действующим франчайзи вы получите представление о бизнесе, и еще поймете сопровождает ли основатель свою франшизу после запуска. Во время общения все же не забывайте, что людям иногда свойственно преувеличивать масштабы проблем, с которыми они столкнулись.

Еще стоило бы пообщаться с партнером, который закрылся (если такой имеется). Закрытия случаются в каждой растущей сети и закрытия совершенно не указывают на несовершенства модели. Однако метод решения проблем и подход к взаимодействию между Правообладателем и Партнером такой способ проиллюстрирует точно. Полученную информацию также стоит перепроверить в беседе с менеджером и сделать выводы.

В случае когда вы находитесь в удаленном регионе, необходимо понять, как вас будут сопровождать, проверять и делать поставки, если таковые имеются.

Вариантов франшиз великое множество. Достаточно проявить настойчивость и тщательность в выборе и делать верные шаги.

Если вы не уверены в ваших знаниях в области франчайзинга и вам нужна поддержка или совет, вы можете записаться на бесплатную консультацию.