Обучение во франчайзинге
создать свою франшизу
Укажите ваш E-mail чтобы получать уведомления о новых публикациях сайта.
Система франчайзинга предполагает передачу системы работы от основателя франшизы к своим франчайзи. Основатель передает право использовать свой бренд, передает всю систему ведения бизнеса, особый метод ведения бизнеса, получив которые покупатель франшизы получит преимущество перед самостоятельным запуском ноу-нейм бренда.

Передача перечисленных элементов происходит путем предоставления всей необходимой документации: гайдов, чек-листов, инструкций, политик и бизнес-процессов. Партнер франшизы изучит эти документы вместе со своей командой и сможет полностью заимствовать все методы ведения бизнеса.

Не совсем так. Чтобы франчайзи смог стать полноценной единицей в сети франшизы, его команда должна пропитаться духом и философией головной команды, влиться в работу и стать частью бренда, от лица которого предстоит работать.

Другими словами, команда франчайзи должна пройти обучение в одном из работающих объектах франчайзера. Обучение может проводиться в лекционном формате, может проводиться в формате практической стажировки или в смешанном формате. В последнее время, многие основатели франшиз предпочитают видео форматы обучения. Я считаю, что видео может быть дополнением, но никак не заменой живому человеческому общению.

Далее постараемся выделить самые важные моменты в организации обучения ваших франчайзи.


Таблица "Программа обучения франчайзи"

Начать предлагаю с описания программы обучения, для этого вам потребуется обычная эксель таблица, в которой необходимо заполнить следующие столбцы (см. Рис. 1).

Чему мы хотим обучить
Просто с каждой новой строки перечисляем, что именно должен знать сотрудник на конкретной позиции. Например, грильщик, который занимается прожаркой котлет для бургера должен уметь работать с определенной моделью оборудования, должен уметь работать с заготовками, должен досконально знать технологический процесс приготовления бургера, быть ознакомлен с с основными ошибками, знать технику безопасности и тд. Перечисляем все, чему должен обучиться сотрудник.

Кто будет обучать?
Кто обладает знаниями по каждому из перечисленных пунктах в вашей компании? Кто сможет обучить каждому из указанных навыков. Укажите сотрудника или сотрудников, которые будут вести обучение.

Каким способом будет проводиться обучение?
Далее в каждой строке заполняем формат обучения, в котором будут передаваться знания обучаемому. Например, в формате лекции, в формате текста, в форме видео, в форме стажировки.

Какие материалы будут переданы обучаемому?
Желательно, чтобы по каждому пункту у студента оставалась памятка, шпаргалка, в которую можно посмотреть и сразу вспомнить пройденное. Пример такого материала - рабочая тетрадь, чек-лист, инструкция, скрипт.

Как будет проводиться аттестация?
Результатом любого обучения должна быть аттестация, которая подтвердит, что студент информацию усвоил и готов ее правильно применять. Аттестация проводится в форме тестирования, экзамена, да хоть эссе. Вам как носителю знаний придется определить, каким образом подтвердить, что знания усвоены в необходимой степени.

Как будет проводиться инспекция?
Знания передаются для того, чтобы франчайзи и его сотрудники применяли их на практике и обеспечивали корректную работу всех процессов в соответствии со стандартами сети. Проверка того, как внедрены полученные знания осуществляется с помощью регулярных инспекций. Определите и зафиксируйте в таблице, каким способом вы будете проводить контроль применения знаний. Это тоже необходимо внести в табличку.



Рис. 1: Пример оформления таблицы с программой обучения сотрудников франчайзи.
Советы по обучению франчайзи

Напоследок, дадим несколько советов к планированию и проведению обучения
франчайзи и его сотрудников.

- Заранее согласовывайте команду обучения, чтобы не оказаться в ситуации, когда издалека к вам приедут абсолютно неготовые люди или неподходящие люди.
- Заранее предупредите франчайзи о том, что кто-то из группы обучения не пройдет аттестацию, так всегда бывает. Это не означает, что вам нужно специально кого-то "отсеить", просто это создаст серьезное отношение у обучаемых.
- Заблаговременно отправьте программу обучения, материалы для самостоятельного изучения и способ проведения аттестации. Дайте возможность обучаться и готовиться заранее.
- Чередуйте способы обучения: теория, практика, задачи, промежуточные тестирования, деловые игры. Так сотрудник сможет погрузиться в знания, а не просто повторять заученные движения.
- Организация проезда и проживания группы обучения производится за счет франчайзи.
- Проведение дополнительного обучения, в том числе и его стоимость и даты проговаривается отдельно.
- Аттестация должна быть строгой и справедливой. Вполне нормально, что кто-то ее не пройдет. Лучше так, чем позволить работать под вашим брендом абсолютно неподходящему сотруднику.
- Обучаемые обычно подписывают со своим работодателем соглашение, по которому они обязуются проработать в компании минимальный срок или компенсировать потраченные деньги на обучение.
- За обучаемой группой лучше закрепить куратора, который будет во всем помогать группе, а также будет заинтересован в успешной сдаче ими аттестации.

Это основные пункты, позволяющие провести обучение персонала в рамках вашей франчайзинговой программы. Они довольно очевидны и просты, но каждый раз франчайзер упускает какой-то из этих пунктов, что усложняет очень важный процесс обучения. Именно от обучения зависит, какое впечатление о материнской компании сотрудники увезут с собой.


Правильно выстроенное обучение позволяет сотрудником франчайзи быстро адаптироваться и освоиться, а также стать командой. На стажировке сотрудники могут "напитаться" духом компании, стать носителями идеологии и философии компании, которую они будут представлять. В конечном итоге, без обученных сотрудников у вас не получиться открыть еще одну вашу точку по франшизе, без обученных сотрудников франчайзи получится блеклая копия оригинала.

Обратная связь
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, свяжитесь с нами, заполнив форму
Внесите информацию о себе чтобы мы могли с вами связаться.
Made on
Tilda