Источники
Статья расскажет о том, на чем зарабатывает франчайзер.
дохода франчайзера
Когда основатель создает франшизу, он на старте предполагает и планирует, на чем он будет зарабатывать. Кроме перспектив регионального развития помощью партнерской сети, франшиза должна приносить реальный доход франчайзеру. В этой статье разберемся, какие основные источники прибыли дает основателю франчайзинговая программа, определим стратегию работы с каждым из источников.
Естественно, в сети бренда, даже если он развивается по франчайзингу есть собственные торговые точки. Кроме того, что они являются своеобразным полигонам для испытания инноваций и новых технологий, собственные точки приносят прибыль. Прибыль от собственной точки, очевидно, превышает объем роялти любой партнерской точки. По этой причине у франчайзера есть соблазн уделить чуть больше внимания и сил собственной точке, чем франчайзинговой. Этот путь таит существенную опасность и следует сразу уберечься от нее, разделив внутри компании процессы, связанные с франчайзингом и процессы собственных объектов. Желательно также чтобы были разделены команды франчайзинга и развития собственной сети. В противном случае сотрудники будут всегда отдавать приоритет собственным точкам, что навредит франшизе и бренду вцелом.
Собственные торговые точки
Платеж, который совершает франчайзи сразу после подписания договора франчайзинга. Это своеобразная цена вхождения в сеть. Естественно, это доходная статья и компания франчайзера заинтересована в наибольшем подписании договоров и привлечении наибольшего объема платежей. Паушальный взнос также служит фильтром для партнеров. Если паушальный взнос слишком велик, вы отсеете большой процент потенциальных партнеров вашей франшизы. Паушальный взнос в своей основе компенсирует основателю франшизы затраты на подключение нового партнера а также служит платой за передаваемые франчайзером объекты на этапе запуска нового партнера.
Все, кто работает с продажами франшизы знает вопрос : "а что я получаю за паушальный взнос". Ответьте на этот вопрос на этапе упаковки и разработки франшизы.

Ежемесячный платеж, который совершает франчайзи за использование объектами, технологиями, стандартами и брендом основателя франшизы. Назначая роялти, франчайзер не должен нарушать баланс нормальной окупаемости проекта. Также роялти служит компенсацией за ежемесячное сопровождение партнера. Партнер постоянно соотносит объем выплаченных роялти и объем предоставляемой поддержки и сопровождения.
По опыту, наиболее остро вопрос соответствия роялти и сопровождения поднимается через год работы партнера в сети. Год - обычный горизонт планирования для предпринимателя, по итогам которых он подсчитывает прибыльность своего бизнеса. Поэтому если франчайзер перегибает палку и ставит слишком завышенное роялти, он должен быть готов к вопросу : "мы заплатили за год миллион, а что мы получили взамен?". И если этот вопрос возникает, то скорее всего время уже упущено и противоречие в очень активной и болезненной форме. Эту проблему всегда можно предвидеть, оказывая правильное сопровождение.
Роялти
Франчайзер традиционно зарабатывает на поставках ингредиентов, расходников для своего бизнеса (котлеты для фаст-фуда, косметические составы для салонов красоты, инструмент для автомастерских и тд.)
Часто франшиза предполагает список рекомендованных или обязательных поставщиков, и партнер обязуется производить закупки только у поставщиков из этого списка. Обычно такое ограничение на руку всем сторонам. Франчайзер получает свой небольшой процент наценки, поставщик получает рынок сбыта, а партнер получает цену на ингредиенты, которая даже с учетом наценки ниже рынка.
В некоторых случаях поставщиком расходников и ингредиентов является сам франчайзер. Франшиза в таком случае изначально разрабатывается как дистрибьюторская программа на специальных особенных партнерских условиях.
Наценка на поставках расходников
По схеме, аналогичной поставкам ингредиентов, франчайзер может зарабатывать на поставках оборудования на этапе открытия нового партнерского объекта. Наценка начисляется таким образом, чтобы сохранить выгоду для франчайзи. То есть цена, по которой партнер покупает оборудование все равно должна оставаться ниже рыночной, иначе такое ограничение идет вразрез с коммерческими интересами франчайзи и может считаться прямым обманом.
Поставки оборудования
В некоторых франчайзинговых проектах, основатель является собственником или арендатором помещений, на территории которых открывается будущий партнерский объект. Теоретически, это также может стать источником прибыли франчайзера. Встречаются также случаи сдачи в аренду оборудования основателем своим партнерам. Эта практика применима в основном в недорогих франшизах, где доля стоимости оборудования велика в общем объеме инвестиций. Франчайзер идет на то, чтобы предоставлять оборудование в аренду, тем самым существенно понизив порог входа для партнеров. Стоимость аренды оборудования и аммортизации оборудования может быть прямым или включено в стоимость поставляемых ингредиентов.
Сдача в аренду зданий и оборудования
Франчайзер может предоставлять кредит своим партнерам или предоставлять, например оборудование в лизинг, понижая порог входа и упрощая процесс запуска нового партнерского объекта. Кредит, с натяжкой, но можно назвать источником прибыли.
Кредит и лизинг партнерам
Вот это абсолютно нечестный но встречающийся способ заработка франчайзера. Обычно федеральная компания ведется основателем и компенсируется партнером. Нечестный франчайзер может завысить цены на рекламу, которую закупает оптом и по сниженной цене (например у рекламного агентства), тем самым зарабатывая ежемесячную прибавку к остальным статьям дохода.
Маркетинговые и рекламные взносы
Это основные источники прибыли франчайзера. Как правило, чтобы соблюсти интересы и не препятствовать скорейшей окупаемости партнера, используется 2-3 способа из перечисленных. Однако я в своей практике встречал примеры, когда компания основателя пыталась заработать на всем и сразу. Это скорее исключение из правил, потому что франчайзеру обычно свойственно играть вдолгую и строить сеть, а не пытаться "срубить по-быстрому".

Бесплатная мини-книга

Воспользоваться инструментами франчайзинга для масштабирования вашего бизнеса.
БЕСПЛАТНАЯ КНИГА ПО ФРАНЧАЙЗИНГУ
Заполните форму и получите мою бесплатно книгу "Упаковать франшизу"
Made on
Tilda