Контроль франчайзи
Статья о том, как франчайзеру правильно выстроить систему контроля своей сети партнеров. Ведь несогласованные, хаотичные действия способны навредить всей сети в целом. Рассмотрим средстав контроля франчайзи, остановимся на штрафах и санкциях за нарушения правил.
создать свою франшизу
Когда мы ведем наши проекты по упаковке франшиз, мы часто сталкиваемся с таким кластером вопросов: "а как контролировать наших франчайзи?", "как не дать сесть на шею", "а мы должны с них за каждый вздох деньги брать?", "а можно мы штрафы за все пропишем и тогда франчайзи будут выполнять все наши правила и предписания".

Если такие вопросы возникают, значит нужно разъяснение в этом вопросе. Этой статьей мы постараемся сделать шаг тому, чтобы осветить вопрос контроля франчайзи.

Для начала разберемся с содержанием самого понятия. И от контекста, в котором оно в принципе возникает. Правила и стандарты работы с франчайзи закладываются на этапе упаковки франшизы.

Контроль франчайзи осуществляется для того чтобы :

- сеть была единообразной. Для клиента должно быть невозможным определить, принадлежит ли точка франчайзи, или она является собственной точкой основателя.
- во франшизных точках соблюдались нормы качества и сервиса. Получив некачественный продукт или сервис в одной точке, клиент делает выводы о качестве продукта всей сети.
- франчайзинговые точки не нанесли угрозу репутации бренда. Как и в предыдущем случае, действия одной точки могут бросить тень на всю сеть. Например, франчайзи позволил себе опубликовать в инстаграме необнозначное политическое высказывание. Это действие может повлечь реакцию на всю сеть.
- ноу-хау и технологии не были переданы третьим лицам. Договор франчайзинга предполагает передачу права на использование определенного набора элементов только одним лицом - франчайзи, который и платит за эту возможность паушальный взнос. Любое распространение конфиденциальной информации должно пресекаться со стороны франчайзера.
- франчайзинговые точки работали эффективно. Прибыльность франчайзинговых точек - показатель здоровья сети. Франчайзи приходит в сеть именно для того, чтобы отбить вложенное и заработать. Успех франчайзинговых точек - залог того, что будут приходить новые и новые партнеры и сеть будет расти.

Отлично, с назначением контроля немного разобрались, рассмотрим, какими средствами можно осуществлять этот контроль.

Средства контроля франчайзи:

Тайный покупатель - распространенное средство контроля, при котором сотрудник франчайзера посещает франчайзинговую точку, проверяет по чек-листу, создает отчет и оправляет руководителю. Этот способ удобен из-за своей доступности и низкой стоимости, но очень неэффективен, потому что проверка проводится очень выборочно и зачастую навык и ответственность самого исполнителя не на высоком уровне.

Видео-фиксация - излюбленный способ франчайзеров, действительно дает полный контроль если ..... за этими камерами кто-т смотрит. Очень часто, франчайзер устанавливает камеры, но экономит на персонале, который работал бы с видео-наблюдением. Эта, пожалуй, самый сильный инструмент контроля если выстроить его должным способом.

Инспектор по качеству - очень крутой способ выявления нарушений на точке, особенно, если удается делать визит инспектора неожиданным, персонал действительно начинает побаиваться получить выговор и большее внимание обращает на исполнение стандартов

Контроль отзывов - важный инструмент в век диджитал-технологий. Важно, чтобы мониторинг площадок с отзывами и упоминания в соц. сетях отслеживались моментально. На отзывы и комментарии должен даваться незамедлительный ответ.

Фин. отчет - грамотный франчайзер будет держать руку на пульсе партнерского бизнеса. Чтобы следить за окупаемостью, состоянием доходов и расходов необходимо постоянно мониторить финансовый отчет франчайзи и давать корректирующие рекомендации и консультации.

Важно отметить, что какой-то один конкретный способ не дает результата, их нужно внедрять и использовать в сочетании.

Также важно, чтобы сам франчайзи был заинтересован в контроле. Если его взгляд на бизнес правильный, то проверки и контроль со стороны основателя он воспримет как помощь и поддержку, а не желание лишний раз оштрафовать.

Санкции за нарушения правил

И собственно о штрафах, далее предлагаю рассмотреть результаты проверок и действия, которые должны следовать проверке.

На основании выявленных нарушений франчайзер назначает решение. Это решение не должно быть спонтанным, оно должно быть заранее прописано в правилах, в стандартах, а также в договоре коммерческой концессии.

В зависимости от вашего подхода и стиля управления франшизой, возможны следующие санкции:

Рекомендация - франчайзи получает рекомендацию по устранению несоответствия.
Штраф - франчайзи оплачивает штраф за выявленное нарушение.
Предупреждение - особенность предупреждений в том, что их можно сделать ограниченное количество раз, а после этого должно происходить что-то глобальное.
Лишение права на использование товарного знака - это происходит с франчайзи, которые не соответствуют правилам и стандартам и влекут угрозу для бизнеса.

Я сознательно не буду писать много по указанным штрафам потому что действительно много зависит от бизнеса, компании и рынка. Где-то штраф будет смертельной обидой, после которого все франчайзи будут уходить, а где-то это в порядке вещей.

Способ использования всех описанных средств и методов зависит от стратегии вашей франшизы, от ее условий и особенностей вашего рынка. Именно эти факторы и определяют совокупность использования перечисленных средств в системе контроля вашей франшизы.

Обратная связь
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы, свяжитесь с нами, заполнив форму
Внесите информацию о себе чтобы мы могли с вами связаться.
Made on
Tilda